Заливая полный бак 95-го, цена которого стоит не мало, попутно складывая в уме, сколько денег из семейного бюджета утекло на платную парковку, я начинаю видеть все больше перспектив в каршеринге и общественном транспорте. Но вдруг вспоминаю про электрический Smart Fortwo Cabrio…
На крохотном открытом кабриолете с батарейками я колесил летом по Женеве и ее округе. И это лучшее, что случилось со мной в этом городе. Хотя о худшем вам лучше не знать. По крайней мере, пока наше издание пишет про автомобили. Яркий, шустрый, маневренный Fortwo оказался настоящей драйверской машинкой со встроенным бесконечным генератором позитива и улыбок как для водителя, так и для окружающих. При этом речь идет про город, в котором Fortwo встречается так же часто, как в столице седаны Rio или Solaris.
Если вы когда-нибудь водили бензиновый Fortwo, а скорее всего некоторые из вас сидели за его рулем (спасибо, каршерингу), вы знаете, что на борт вы можете взять лишь одного пассажира, знаете что в багажнике найдется место для рюкзака и пары сумок из супермаркета, знаете, как бодро он прыгает из ряда в ряд, протискиваясь между большими четырехколесными собратьями. Добавьте к этому набору напористость версии Brabus со 109-сильным турбированным агрегатом, «злым» выхлопом, расширенной колеей, более жесткими пружинами и амортизаторами и получите чуть ли не лучший антидепрессант для утомленного пробками жителя мегаполиса.
Литий-ионную батарею разместили в полу. Электромотор, как и у бензиновых версий, расположен сзади.
9,5 секунд до сотни на бумаге не воодушевляют, но когда вы проделываете это в коробке из под телевизора, поверьте, мало не покажется. Впрочем, за удовольствие приходится платить. Несмотря на турбомотор объемом 0,9 литра, от бесконечного желания выжать из машины максимум расход 98-го топлива выходил несоизмеримым для компакт-кара, в котором я могу закрыть пассажирскую дверь с водительского места, прихватив из багажника набор автомобилиста.
Спереди у Fortwo подвеска типа McPherson, стабилизатор поперечной устойчивости и дисковые тормоза. Сзади подвеска типа Де Дион и барабанные тормоза.
И здесь на первый план выходит Smart Fortwo electric drive с синхронным трехфазным электродвигателем мощностью 60 кВт и 160 Нм крутящего момента и литий-ионной батареей емкостью 17,6 кВт?ч. Еще более быстрая, интересная и олицетворяющая фразу «чтобы все было и ничего за это не было».
У электрокара заявленная дальнобойность 155 километров. Она вполне реальная, но чтобы наслаждаться активной ездой с музыкой и кондиционером, а не игрой в «сэкономь заряд», рассчитывайте на 100-110 километров. По моему опыту, этого вполне должно хватить среднестатистическому жителю крупного города. Посчитали? Сравнили с вашими расходами? Вот-вот! А ведь это далеко не вся экономия.
Платная парковка в столице? Забудьте! Для электрокаров столичные власти сделали ее бесплатной. Но на этом, увы, решили остановиться…
Мягкая крыша убирается при помощи электропривода, однако стойки придется снимать вручную.
С зарядками у нас не только напряженка, но и полная неразбериха. Во-первых, станций по столице и области чуть ли не в два раза меньше, чем «лошадей» в Fortwo electric drive. Во-вторых, невозможно сказать, сколько точно точек, так как в свободном доступе нет единой базы данных. Судя по данным портала, в столице меньше 30 зарядок. В-третьих, после реконструкции Садового кольца и прилегающих улиц, которым жители «наслаждались» все лето 2017 года, исчезли некоторые станции.
Обещания, которыми обильно сыпят чиновники, о развитии инфраструктуры для электрического транспорта за рамки слов так и не выходят. Увы, ученые еще не придумали преобразователя болтовни в энергию. Впрочем, некоторые частные компании, стремящиеся идти в ногу со временем, охотно идут навстречу своим сотрудникам, желающим перейти от ДВС к электромотору, способствуя появлению зарядных станций на своих парковках. К слову, Fortwo electric drive потребуется до шести часов на восполнение батареи с нуля до 80% от розетки на 220V и 45 минут от трехфазной экспресс-зарядки.
Объем багажного отсека варьируется от 260 до 340 литров.
Еще одна проблема, как это ни парадоксально, кроется в основном плюсе Fortwo: парковка. При скромных габаритах на одно парковочное место можно уместить два Fortwo, если поставить их перпендикулярно разметке. Удобно и… Незаконно. Ибо в наших правилах нет исключений для компакт-каров, как, например, в Германии.
Салон Fortwo в буквальном смысле продуман до мелочей: всевозможных отсеков и кармашков великое множество.
Самое грустное, что у нас нет и бонусов при покупке электрокаров, как в той же Германии. Из € 25 200, в которые оценен электрический Fortwo Cabrio, немцам возвращается от государства € 4 380. Во сколько обойдутся электрические Fortwo и Forfour последних поколений нашим клиентам, станет известно ближе к старту продаж. Хочется верить, что к этому времени хоть часть обещаний по установке новых зарядных станций исполнятся…
Дополнительно можно приобрести фирменное зарядное устройство мощностью 22 кВт и отслеживать процесс быстрой зарядки со смартфона.
Потому что электрический Smart Fortwo дарит даже больше удовольствия от вождения, чем версия Brabus, при этом, сохраняя бюджет от трат на топливо. За счет батареи в полу снизился центр тяжести, благосклонно отразившись на управляемости. Электромотор выстреливает эту кроху весом 1115 килограмм до 60 километров в час за 4,9 секунды. Привод по-прежнему на заднюю ось. Финальные штрихи, как отсутствие крыши над головой и конфетные цвета окраски, наверняка сделают передвижение от дома до офиса едва ли не лучшим событием дня.
Далеко неполная палитра конфетных цветов, доступных для Fortwo и Forfour electric drive. Какой вам по душе?
Вердикт
Да, это чистой воды игрушка, но в такие игрушки хочется играть до старости. И машина которая с практической точки зрения имеет место быть лишь в качестве третьего автомобиля в семье, в сердце быстро займет первое место. Главное, не забудьте выбросить из головы стереотипы.
Автор: Михаил Татарицкий